Индиана Джонс (maev_floin) wrote in leithian_ts,
Индиана Джонс
maev_floin
leithian_ts

Categories:

Эльфийская одежда и культура. Часть 1. Метод реконструкции эльфийской культуры (1)

(с) Ольга Кухтенкова (Эльгаладна)

МГ выражает благодарность автору, которая не только позволила опубликовать первую часть статьи, ранее включенную в материалы для подготовки к игре "Последний Союз"-2006, но также предоставила вторую часть, ранее нигде не публиковавшуюся.

Об эльфийской одежде и немного об эльфийской культуре[i]

Часть I

Метод реконструкции эльфийской культуры
.

Исследование любого вопроса, касающегося Толкина и его мира, начинается с тщательного изучения текстов и сбора цитат. Так и исследование материальной культуры народов Средиземья. Но информации всегда не хватает, вопросов больше, чем ответов. И тогда остро встает проблема разумной интерпретации и дополнения прочитанного.

Толкин писал, что мир Средиземья – наш мир, в вымышленном периоде истории,[ii] а значит народы, населяющие этот мир – наши предки, или, если выразиться точнее – это мы сами в предложенных Толкином обстоятельствах. Мы – люди планеты Земля и члены народов и сообществ, ее населяющих.

Наше время богато не только археологическим наследием различных культур, не только письменными свидетельствами, но и опытом прочтения и интерпретации этого богатства. Читать это наследство не проще, чем читать тексты Толкина. Все это может остаться для «читателя» лишь заковыристым красивым шифром. Но опыт исследователей последних столетий все-таки дает нам надежду понять наших предков, увидеть их жизнь, что в конечном итоге означает – понять самих себя, понять, куда мы идем. Пусть для этого нужно опираться на обширный свод информации, на знания из многих областей (богословия, философии, культурологи, психологии, искусствоведения, естествознания и т.д.) – но все-таки мы можем увидеть закономерности, которыми отмечены жизнь и развитие человека, человеческих сообществ, культур и государств, найти корни, которые питают древа разных народных традиций.
В конечном итоге мы понимаем, что в мире все взаимосвязано и имеет свои причины. Что для того, чтобы создать национальный костюм, мало прихоти. Если бы все происходило хаотично, тогда, пожалуй, эскимосы закалялись бы и ходили в листьях (хотя важность климатических и географических предпосылок для создания костюма более или менее понимают все). Однако, гораздо большую роль в создании предметов материальной культуры играет эстетическое чувство, мировоззрение и религия. Эта роль столь велика, что может даже полностью выместить вопросы удобства и здоровья. И те нити, которые в жизни земных народов связывают жизнь, среду обитания и мировоззрение, могут быть основой ткани наших представлений о средиземских культурах.

Именно поиску культурного облика Средиземья через знание о закономерностях развития человечества посвящен этот небольшой труд. В настоящее время это лишь очерк, в котором минимум внимания уделено цитатам и максимум – рассуждениям. Но я очень надеюсь, что работа эта будет пополняться.



Толкин, описывая Средиземье, опирался на известные мифологические циклы и исторические культуры. От них и отталкиваются все те, кто пытается размышлять на тему одежды. Само собой получается, что при описании образа народов Средиземья подразумевается, пусть не намеренно, что общие контуры одеяний известны читателю, либо сами приходят ему в голову, когда он сталкивается даже с неявными аллюзиями на европейские древности. Поразительно (и заставляет задуматься) то, насколько большинство любителей Толкина и иллюстраторов единодушно в выборе (для отыгрыша и изображения средиземских персонажей) костюмов раннего средневековья, скандинавских, исландских, английских, ирландских, соответствующих им украшений и орнаментов.

Толкин отмечал особенности одежды и украшений, практически никогда не описывая их подробно (что и не удивительно, если учесть жанровые особенности его текстов). Некоторые замечания говорят больше, другие – меньше. В одном месте он говорит, что у Арвен на пиру было серое платье, украшенное только поясом из серебряных листьев[iii], в другом – платье Галадриэль, белое и мерцающее[iv]. Лутиэнь появляется перед нами в синем плаще с вышивкой золотыми цветами[v], а Белег – в белом плаще[vi]. У эльфов была меховая и кожаная одежда[vii]. Есть прекрасный эпизод, когда эльф рассказывает хоббитам про лориэнские плащи. То, что он говорит, подтверждает очень творческий подход эльфов даже к одежде, и главный принцип – наблюдение за природой. Плащи меняют цвет не потому, что они делались для маскировки, а потому что они – результат созерцания игры света и цвета в лесу[viii].

Можно почерпнуть некую информацию об украшениях – лориэнские броши, Элессар, обручи с камнем на лбу, которые очень любили нолдор, пояса, кольца (Три Кольца, кольцо Барахира). Мы встречаем точные указания на пояса и орнаменты из цветов и листьев. Судя по описаниям, эльфы любили светящиеся камни (видимо, как следствие любви к звездам). В черновиках Толкин дает очень приятную деталь – эльфийки любили сеточки для волос[ix]. Безусловно, это далеко не полный перечень.

Есть одно-единственное письмо, в котором Толкин отвечает на вопрос, что же носили жители Средиземья. Он говорит, что не задумывался много на эту тему, и эльфов не касается вообще[x]. Таким образом, в нашем распоряжении остаются отдельные упоминания, детали, заметки и зарисовки.

Мои размышления на тему эльфийской и нуменорской – очень связанной с эльфийской – одежды строятся на общих выводах о специфике культуры больше, чем на конкретных описаниях деталей одежды. При таком подходе конкретные описания выступают как ориентиры, которые могут подтвердить, опровергнуть или скорректировать возникшую теорию. Размышляя над текстами и эльфийской культурой, я пользуюсь своими (и чужими) знаниями о законах формирования культуры, образов одежды, орнаментов, художественного вкуса, принципах устройства этносов. Я пользуюсь не только культурологическими, но и богословскими изысканиями, соприкасающимися с этой темой.

Очень интересно и удобно использовать для размышлений стили человеческих прошедших эпох. Мы живем в такое время, когда можно уверенно сказать, что человек уже многое испробовал. Перед нами лежит, как на ладони, весьма продолжительная история культуры, со всеми своими принципами, законами, исключениями и т.д. Вполне обосновано провести аналогии между человеческими культурами и эльфийскими. Но с поправкой на «иное», на то, что эльфы – иные, и на то, что они могли прийти примерно к тому же, что и люди, но иными темпами и иными путями.

Почему мы можем идти по этому пути – пути сравнения, поиска аналогий, применения к эльфам культурных закономерностей земных исторических эпох? Толкин сам проводил такие аналогии, причем не только на словах, но и в рисунках (имеются в виду врата Мории). Мы тоже, вслед за ним, можем воспользоваться этим способом представления. И в этом случае мы будем держать в памяти его высказывание относительно «разных аспектов Человечности»: «Разумеется, на самом-то деле, вне моей истории, эльфы и люди – это всего лишь разные аспекты Человечности и символизируют проблему Смерти с точки зрения личности конечной, однако, обладающей самосознанием и свободной волей. В данном мифологическом мире эльфы и люди в своих воплощенных обличиях приходятся друг другу родней, но в том, что касается отношения их «духа» к миру и времени, представляют собой различные «эксперименты», каждый из которых наделен своей собственной врожденной направленностью, а также и слабостью».[xi] Значит эльфы – они, конечно, иные, но все-таки иные в рамках того же самого Человечества (в его самом глубоком и широком смысле).

--------------------------------------------------------------------------------

[i] Эта статья теоретического, а не практического характера. Цель ее попытаться выявить закономерности, на основе которых можно строить костюм.

[ii] «Театр действий моих преданий — это наша земля, та, на которой мы живем сейчас, хотя исторический период — воображаемый. Основные элементы этого обиталища все в нем присутствуют (по крайней мере для жителей С-3. Европы), так что вполне естественно, что оно кажется знакомым, хотя отдаленность во времени придает ему определенное очарование». (Толкин Дж. Р.Р. Письма. – М: Изд-во Эксмо, 2004. – Письмо № 183, с.272.)

[iii] Tolkien, J.R.R. The Lord of the Rings. – London: HarperCollinsPublishers, 1991. – p.234

[iv] Ibid., 1066

[v] Tolkien, J.R.R. The Silmarillion. – London: HarperCollinsPublishers, 1994. – p.198

[vi] Ibid., 246

[vii] Tolkien, J.R.R. The Lord of the Rings. – London: HarperCollinsPublishers, 1991. – p.362

[viii] Ibid., p.390

[ix] Tolkien, J.R.R. The Rivers and Beacon-hills of Gondor. – Vinyar Tengwar №42, 2001 – p.11

[x] Толкин Дж. Р.Р. Письма. – М: Изд-во Эксмо, 2004 – № 211, с. 317

[xi] Там же., № 156, с. 268

Часть I. Мироздание и красота
Часть II. Назначение одежды
Часть II. Производство и употребление одежды. Орнамент. Послесловие
Subscribe

  • Торопитесь с регистрацией на Юкон-2009

    Обязательная регистрация всех участников продолжится еще всего неделю. До 22 ноября 2009 года. Торопитесь, зачем платить больше?! Второй…

  • Регистрация на Юкон-2009

    Уважаемые Соучастники! От лица оргкомитета, имею честь пригласить Вас принять участие во втором международном фестивале ролевого и исторического…

  • (no subject)

    Господа! Если вдруг мы с kartetz кого-то еще не позвали на игру "праздник на площади(латинская америка 20-е)", то вот я приглашаю. Всю…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments